Записки мятежного учителя. ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. Черновики и разрозненные заметки

Разрозненные заметки и черновики. Материал для четвёртой части «ЗАПИСОК МЯТЕЖНОГО УЧИТЕЛЯ»

 

ЖЕРТВЫ ТУПЫХ МУЛЬТИКОВ (27 октября 2017)

 Вчера был последний день первой четверти, и занятия в школе должны были закончиться раньше обычного. Я пришёл за своим сыном и долго ждал его в школьном вестибюле. Наконец, не выдержав, отправился на второй этаж, заглядываю в нужный кабинет, а там учительница и говорит мне:

– Вот вы как раз и нужны! Садитесь рядом со своим сыном и выполняйте задание.
По случаю последнего дня четверти, класс был не в полном составе, пустых мест было много, и я уселся рядом со своим Николаем Владимировичем и стал вникать в его задание…
Поскольку разница в возрасте у меня с моим сыном – шестьдесят лет, то мне всё происходящее поначалу казалось смешным и умилительным: детки в первом классе сидят и выполняют трудное задание… Ведь и я был когда-то учителем, правда, в старших классах… И ах – какая всё это прелесть!
Но деткам так не казалось. Вскоре я заметил, что половина класса плачет от бессилия и от обиды: никто ничего не может понять, а злая тётка-учительница заставляет делать их что-то невообразимое.
Стал вникать в то, что делает мой сын. Оказывается, нужно было соединить прямыми линиями шесть точек, располагавшихся несколько, скажем так, замысловато. Требовалось отсчитывать нужное количество клеток не только по прямой линии, но ещё вверх или вниз. Допустим, чтобы провести линию от одной точки к другой нужно было, пройти три клетки по горизонтали, затем на нужном месте подняться на одну клетку вверх и только тогда поставить там точку. А после этого ещё и аккуратненько соединить две точки по линейке. И таких линий нужно было провести аж шесть штук.
И из-за этого дети и плакали, потому что не понимали, как такое может быть: нужно пройти не только по горизонтали, но ещё и по вертикали. Это означало два действия одновременно, а после мультиков и компьютерных игр это всё казалось невообразимо трудным. И главное – непонятным! Зачем всё это делать, если можно не делать? Что это означает? Для чего?
Я быстренько объяснил всё своему Коле, и мы с ним всё выполнили. А затем обратили взоры на наш класс: первоклассники плакали и плакали, а пожилая учительница кричала им:
– Вот вы всё плачете, а мне вот самой хочется плакать, глядя на вас! Ну, почему вы ничего не понимаете?
Учительницу мне было жалко, но от слёз детей было только смешно. Моя смешливость передалась, и сыну, и мы сидели с ним вместе и посмеивались, гдядючи на всё.
Между тем, одна девочка-армянка просто зашлась от рыданий, отказывалась вообще что-либо делать и требовала подать ей маму.
Смеющихся же детей было во всём классе трое: мой сын Коля, Кирилл – классный хулиган и задира со свежим шрамом на лбу и ещё одна девочка-армяночка, которая сидела как раз позади своей рыдающей соплеменницы.
Все трое выполнили задание. Причём хулиган Кирилл и весёлая армяночка выполнили его самостоятельно, без помощи родителей, чего не скажешь о моём сыне.
Ну и потом стали подходить папы и мамы. И учительница заставляла всех садиться с детьми и объяснять им. Рыдающую девочку заставить работать не удалось, и мама увела её домой. А мальчик Саша, отличающийся хорошим поведением, долго ещё сидел со своим отцом и пытался разобрать с ним это ужасное задание, но у них почему-то не получалось и не получалось. Кто-то, наконец, выполнил всё, что нужно, а кто-то так и не мог ничего понять. Я и Коля попрощались с классом и ушли.
А мальчик Кирилл увязался с нами, потому что ему было по пути. И пока шли, он рассказывал, чем он интересуется в этой жизни.
Оказывается, он любит мультики про Джека-потрошителя, и ему ужасно нравится этот самый Джек, потому что у него окровавленный рот, а окровавленный он из-за того, что он всё время ест людей. Потом ему нравятся те мультики, где собаки ходят на двух ногах, живут как люди в собственных квартирах и одеты в человеческую одежду… Про Человека-паука – тоже нравится смотреть. А когда он был минувшим летом в лагере, то там было очень весело: они по ночам обмазывали спящих зубною пастою, а по вечерам вызывали духов, и им было очень страшно. Особенно страшно было вызывать Пиковую Даму. И потом он стал нам рассказывать про Пиковую даму – какая она злая.
Всё это время у меня глаза лезли на лоб от изумления, а мой сын Коля, который понимал, что это всё ужасно, прерывал Кирилла такими предложениями:
– А хочешь, я тебе расскажу про Первую Мировую войну?.. А хочешь, я расскажу тебе про то, как фашисты напали на нас во Вторую Мировую войну? А про Одиссея – хочешь расскажу?
Всё это я рассказывал многократно своему Коле, и мы смотрели с ним всякие фильмы – исторические, документальные, детские и взрослые… И Коля, по простоте душевной, думал, что и Кириллу это будет интересно. Но Кирилл даже и не понял, что это такое и слушать не стал. А я потом сказал Коле:
– Не надо никому из детей ничего этого рассказывать!
– Почему? – удивился Коля.
Я попытался объяснить сыну, что детям это будет не интересно. Они не поймут, потому что у них в башке одни только мультики и мультики… Хотя, конечно, мальчик Кирилл не так-то просто оказался – при всём своём шалопайстве он с лёгкостью выполнил в классе трудное задание!
Вот, собственно, и все мои педагогические впечатления за 27 октября 2017 года.

 

У СЫНА СЕГОДНЯ БЫЛ УРОК АНГЛИЙСКОГО (3 сентября 2018)

 Сразу после школы я поехал с сыном ко мне на работу – причина всё та же, что и в прошлом году: не хотим отдавать в продлёнку. Автобус попался какой-то старый и иностранный – с сидениями, вытянутыми вдоль окон. Сидим так – я и Коля. Я справа от него, а какая-то бабка – слева. И я спрашиваю сына: что вы там сегодня учили в школе? А Коля рассказывает: сегодня у нас был урок английского языка, и нам велели выучить два слова: хэлло, и гудбай. Но Коля самостоятельно выучил, оказывается, о’кэй и ещё какую-то словесную дрянь. Я раздосадованно говорю, что хотел, чтобы он учил немецкий, но раз уж такое дело – буду помогать и с английским. Но вообще-то, говорю, ты, Коля должен понимать, что англичане и американцы, которые тоже говорят на английском языке, наши враги.

А Коля мне возражает:

– Немцы наши враги, а не англичане!

А я возражаю:

– Да немцы – умнейшие люди в Западной Европе. Умнее их на всём белом свете только один народ – русские! Но немцев надо уважать, мы у них многому хорошему научились!

А Коля – во второй класс только перешёл, а уже такой умный! – возражает мне:

– Да как же их можно уважать? Они устроили Первую Мировую войну и Вторую Мировую войну!

А я ему терпеливо возражаю:

– А англичане и американцы хотят устроить Третью Мировую войну!

А Коля опять возражает:

– Так они только одну войну устроят, а немцы устроили аж целых две! Что хуже – две войны или одна?

Тогда я возражаю:

– Если англичане и американцы устроят Третью Мировую войну, то погибнет весь Земной шар. Это будет последняя война на Земле… Вот почему я и не люблю англичан и американцев: они нас ненавидят и не хотят, чтобы мы жили на свете!..

И всё это время нас внимательно слушает старая женщина, сидящая слева от Коли. Мне, вообще-то 68, лет, но той женщине, я так думаю, лет на 20 больше. Хотя она не щупленькая, а такая вся из себя крупная, мощная. И вот она и говорит моему Коле:

– Мальчик, не слушай своего дедушку…

Тут я её перебиваю:

– Я не дедушка, а папа.

Она тотчас же извинилась за ошибку и продолжила объяснять моему Коле, почему я говорю неправильно:

– Английский язык нужно учить и учить! Вот ты вырастешь, пойдёшь работать в банк, а там везде – доллары! И к тебе в банк будут приезжать американцы и спрашивать тебя на английском языке: хорошо ли ты здесь работаешь? А ты им должен будешь отвечать как-то, а они никакого другого языка не знают, кроме своего английского. И что ты им ответишь, если не будешь знать английского языка?..

И что-то ещё говорила про доллары и их необыкновенную ценность в этой жизни. И потом она вышла, а на следующей остановке вышли и мы с Колей.

Я подумал: странно то, что я родом из Советского Союза, но очень не люблю его, но не до такой же степени, чтобы продавать Родину за доллары англосаксам, а она прожила в этом самом Советском Союзе лет на 20 больше меня и считает, что высшая ценность на свете это англосаксонский мир и доллары. А Родина как же?

И я объяснил Коле всё простыми и доходчивыми словами:

– Да, мы с немцами воевали аж два раза. Но всё время до этого мы учились уму разуму только от немцев. Были бы англичане умными, мы бы у них учились, но, видимо, наши предки, не обнаруживали в них особого ума, если ничего у них не брали. Школьная система у нас в России была создана по немецкому образцу, а не по английскому; армейская служба – по немецкому образцу, а не английскому… Наука, техника, философия – всё шло от немцев… И всегда немцы были впереди всех. Миллионы немцев переехали в Россию и служили ей верою и правдою. Они помогали создавать нам российскую науку, российскую армию, российскую государственность, а от англичан мы почти ничего, кроме подлостей, не видели…

Напомнил я ему и то, что его дедушка Юра (он же – мой отец) воевал с немцами и дошёл до Берлина, но о немцах он всегда отзывался с уважением и говорил, что это умнейшие люди…

В общем, буду работать с ребёнком. Выжившая из ума бабка – не одна, и кругом просто стон стоит от нескончаемого восхваления вражеской Англосаксонской цивилизации. А английский пусть учит: язык врагов надо знать.

 

 

О СТАРОЙ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ, КОТОРУЮ СЕЙЧАС ВСЕ ТАК ХВАЛЯТ (17 января 2018)
Учился я в двух школах: в первой пять лет и во второй пять лет.
Первая находится в самом-самом центре Ростова, и о том классе у меня как раз и остались наиболее светлые воспоминания, но и там всё было не так уж благополучно.
Расскажу именно об этом классе.
За эти пять лет количество детей в нашем классе колебалось в пределах 40-42. Так вот, по разным оценкам, судьбы от 10 до 12 тех моих одноклассников сложились трагически или просто плохо. То есть: 25 процентов брака!
Четыре мальчика там образовывали воровскую группу. Миша, который командовал ими, сам редко воровал. Он считался хорошим мальчиком, и трое остальных воришек уважали его и буквально подчинялись ему. Я бы мог многое рассказать о них, но не хочу. Судьбы всех четырёх сложились плохо.
Другой мальчик из этого же классного коллектива уже в пятом классе стал заниматься гомосексуализмом с мальчиком из другой школы (это был сын высокопоставленного обкомовского работника) и предлагал и мне влиться в их компанию. Впрочем, и те четверо воришек тоже предлагали мне соединиться с ними в одну банду и расписывали всячески, как им хорошо живётся, хвастались украденными деньгами и т.д. Но я с ними не дружил и старался держаться от них подальше.
Одна девочка из этого класса, когда окончила школу, стала вести разгульный образ жизни и потом долго лечилась от сифилиса и от наркомании.
Был и другой Миша. И я с ним как раз-таки дружил. Он был выдающеюся личностью, но судьба у него сложилась трагически: сначала – головокружительный взлёт, а потом – падение. Он уехал в Америку и живёт там плохо.
Один из моих одноклассников был хорошим мальчиком, я с ним дружил, у него всё складывалось в жизни нормально, но когда ему было 20 с чем-то лет, он погиб во время занятий гребным спортом: его лодка опрокинулась, он обо что-то ударился и утонул.
Хороших и счастливых примеров было много: один мой одноклассник стал генерал-полковником, другой профессором и преподаёт теперь в Москве, третий оказался гениальным изобретателем и стал успешным бизнесменом. Таня стала доктором медицинских наук и светилом в этой области. Когда моя первая жена умирала, я звонил ей по вечерам, и она выдавала мне ценнейшие рекомендации о том, как нужно ухаживать за женою, какие лекарства применять, а какие нет, и я всё это выполнял.
Была и другая Таня – дочка учителя из нашей школы. Это была тоже очень хорошая девочка. Однажды, когда мы были во втором классе, мы под конец учебного года пошли на прогулку в парк имени Горького. А там тогда стоял памятник Сталину. Учительница отошла куда-то, а нам велела стоять и ждать её возвращения. И вот эта самая Таня сказала всем нам по секрету, что Сталин был плохим. И её слова подхватил мальчик Боря, у которого отец был высокопоставленным военным: да, Сталин был плохим! И тут все дети как заговорили про то, каким был плохим Сталин. А я ничего этого не знал, но свято выполнял наказ матери: на такие темы никогда и ни с кем не говорить. И я стоял и молчал. А потом уже дома рассказал об этом матери, та взяла с меня клятву, что я буду и дальше молчать, и подтвердила: да Сталин был очень плохим и причинил много зла.
С сыном директора ростовского завода-гиганта я дружил и вообще был в хороших отношениях. Но как-то раз он подговорил меня не пойти на контрольную по математике с помощью одного мошеннического ухищрения. Сказал, что и сам сделает так же, но не сделал. Я пришёл к школьному врачу, мне измерили температуру и ужаснулись. Тут же отпустили домой… Вот такой я был болван в детстве, хотя с ворами и извращенцам не спутывался – и то хорошо. А у того директорского сына судьба сложилась потом очень плохо: он сошёл с ума и умер.
Ну и другие судьбы были – хорошие и не очень… Например, один мальчик спас мне жизнь во время катания на санках, и у меня о нём остались добрые воспоминания, но затем он переехал на Украину, и мне кажется, что лучше бы он этого не делал. Есть два-три человека, о которых мне совершенно нечего вспомнить.
В новой школе, куда я потом перешёл. Было примерно то же самое: были воры, были настоящие бандиты, которые потом сидели всю жизнь по тюрьмам. Кто-то спился, кто-то сошёл с ума, а кто-то и выбился в люди и стал очень успешным. Но почему-то о той второй школе я и не вспоминаю, и те судьбы мне не очень интересны. Я даже позабывал некоторые фамилии тех своих одноклассников.
Почему-то мне дорога именно та школа, которая была первая…
Умиления и восторгов по поводу советской школы у меня нет. Были хорошие учителя, но были и ужасные, о которых вспомнить противно.
Школьная форма для мальчиков выпускалась в двух вариантах: в дешёвом и в дорогом. И по тому, какая на мальчике была форма, сразу было видно, из какой он семьи – из богатой или из бедной. Лично я носил дешёвую форму.
Самым сильным впечатлением, которое я претерпел в свои школьные годы, было известие о событиях в Новочеркасске. Это был шок на всю оставшуюся жизнь.
Когда я был пятом классе, учительница истории сказала нам, что мы все будем жить при коммунизме, который наступит через 20 лет. Все дети захлопали от радости в ладоши и закричали «ура!», а я, как кажется, был единственным, кто не хлопал и не кричал. От своих родителей я уже знал к тому времени, что это выдумка и никакого коммунизма никогда не будет.
Когда я читаю сейчас в Интернете о том, как хорошо жилось при советской власти и какая тогда была хорошая школа, я даже и не возмущаюсь, а просто отмахиваюсь. Это пишут или глупые люди, или бессовестные. Многие просто повторяют чужие слова.
Хотя, конечно, у моих родителей школьные годы были намного тяжелее. Например, мать воспитывалась в детском доме, где были и голод, и холод, и прочие лишения, а то, что она там была круглою отличницею, так это её личная заслуга. Она была с детства сильною личностью.
В любом случае, всё зависит от личности, и мой класс – тому пример.

 

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО, КОТОРОЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ХОТЕЛО ОПУБЛИКОВАТЬ МОЮ КНИГУ, ПРЕТЕРПЕЛО РАЗГРОМ,

который я бы назвал рейдерским захватом, и теперь издательством владеют сторонники западных технологий в российском образовании, и им моя книга пришлась очень даже не под душе.

И я теперь думаю, что книгу придётся в какой-то форме продолжить – нужно будет или писать продолжение к ней в виде четвёртой части, или писать новую книгу. Время покажет, как именно надо будет поступить. А пока суть да дело, мой сын Николай пошёл в первый класс, и там он, а с ним вместе и я, столкнулся с кое-какими трудностями.

Пока публикую маленькую беглую заметку об этих трудностях:

 

СЕГОДНЯ УТРОМ ВЫДЕРЖАЛ БОЙ

Вот что было сегодня, 15-го декабря 2017 г.

Ещё в самом начале сентября я сделал замечание одной родительнице в нашем первом классе «А»: мол, ваш сын, пользуясь своим значительным физическим превосходством, бьёт всех детей в классе, призовите его к порядку. Реакция мамаши была яростная: мой сын – самый лучший, и я не потерплю… Со мною разговаривала так, как будто я какой-то бомж, а она – аристократка. Я был совершенно поражён и сразу отошёл от неё. Но ей показалось этого мало, и она напустила на меня ещё и своего мужа…

И дальше всё было очень и очень серьёзно. Мальчишка всех бил, бил и бил. А он сильно отличается от всех одноклассников и своими размерами, и своим весом. Он буквально зверствовал в классе. Бил и моего сына. А я сначала не понимал, до какой степени всё серьёзно…

Расскажу о том, какие приёмы применяет этот мальчик:

– раздирал лицо, хватаясь за щёки двумя руками и растягивая их;

– захватывал одною пятернёй лицо жертвы и прокручивал туда-сюда это лицо, затем поступал одним из двух способов – продолжая прокручивать лицо, бил другою рукой в живот или убирал руку от лица и бил в лицо кулаком;

– душил за горло, подходя спереди;

– душил за горло, подходя сзади;

– просто бил.

При этом он заявлял, что он самый главный в классе.

Не так давно он зверски избил моего сына. Подошёл сзади, придушил за горло и ударил затем головою о спинку стула. Мой сын упал и потерял сознание. А тот зверёныш забил бы его до смерти, но тут случайно оказалась поблизости родительница одного из наших детей, и она вмешалась.

Подробности опускаю, но я потом написал заявление в районный отдел образования, всё описал и потребовал расследования и работы с родителями.

В районном отделе почему-то подумали, что я пошутил, и не ответили мне.

А я предупреждал в своём заявлении, что если что-нибудь подобное повторится, то я подниму шум.

Позавчера повторилось. Я тут же написал второе заявление и потребовал дать мне письменные ответы на оба мои заявления – на первое, которое проигнорировали, и на второе.

И вот сегодня утром я имел беседу с директором школы. Меня утешили и сказали, что всё под контролем: с родителями беседовали, с мальчиком беседовали и т.д. А я всё очень сильно преувеличиваю. Я ответил нормально и привёл кое-какие примеры из своего педагогического опыта. Например, я однажды во времена своей былой учительской деятельности, предупреждал мамашу о том, что её сын бандит, а та не поверила мне и наорала на меня, и потом всё закончилось тремя трупами: мамашиным, сыночка и другого сына, который поначалу не был бандитом.

Посмотрю, что будет дальше. Если будет неблагоприятное развитие событий, подниму шум такой, что всем станет тошно.