ДНЕВНИК РОДИТЕЛЯ

ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ ПОЛУБОТКО

ДНЕВНИК РОДИТЕЛЯ, или Школьная жизнь второклассника Николая

 

2018, Ростов-на-Дону

 

19 марта 2019

УСКОРЕНИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЕЧНЫМ
Всё рушится, причём с нарастанием. Всё быстрее и быстрее разваливаются империи, идеологии, нравственные устои, национальные образования…
И до каких пор?
Поскольку всё происходит с явным ускорением, то легко предположить, что всеобщий развал станет непрерывным, и тогда всё должно погибнуть. И это будет очень скоро – ещё в этом веке. Или даже к середине этого века.
И что затем?
Мы уже видели, что после развала Римской империи, захватившие её готские племена ничего хорошего не создали на её руинах и сами же потом погибли.
Романо-германские игры в цивилизацию тоже ни до чего хорошего не довели. Романским и германским народам Греко-Римская цивилизация оказалась не по зубам. Получили игрушку и, как капризные и не вполне нормальные дети, поломали и выбросили… Хорошо ещё, что всё это время были славяне, из которых выделился лишь один-единственный жизнеспособный народ – Русский.
А если и он погибнет – тогда что?
Оставшиеся племена, как бы многочисленны они ни были, не смогут продолжить разумную жизнь на Земле, и тогда всё погибнет. Даже и без атомной войны. Запад отомрёт в первую очередь – это понятно. Но ведь и Россия может погибнуть. А если не будет России, то дальнейшее развитие человечества невозможно.
Я думаю, что гибели всё-таки не будет.
Что-то должно будет твёрдо установиться.
Всё самое главное, что есть – это то, что в головах у людей. И вот там-то и должно будет произойти важное переключение.
От чего-то придётся отказаться и до чего-то додуматься.
Ничего нового люди не придумают. Просто вспомнят кое-что старое.
 
 

 

14 марта 2019.

УГАСАНИЕ РАЗУМА НА СТАРОСТИ ЛЕТ. Размышления о том, как это бывает – с кем и почему

Маразм – это страшная штука, и не надо смеяться или, многозначительно закатывая глаза, лицемерно сочувствовать. Со всяким может случиться!

Я помню, как 12 лет назад один мой интернетовский френд почему-то вдруг воспылал ко мне ненавистью (я ему для этого не подавал никаких поводов) и написал примерно следующее: этот маразматик Полуботко бесится на старости лет от того, что стал импотентом! Откуда у него взялись сведения о моей импотенции – даже и не представляю. Я ему ничего такого не сообщал о себе. И вообще: я в те годы как раз был в расцвете сил – женился после смерти первой жены, произвёл на свет ещё одного сына, готовил к изданию свои книги…

Ведь это у него как раз и был маразм.

Помню, как я впервые содрогнулся от ужаса при наблюдении этого явления. Мне было лет 45-46, и одному моему знакомому – примерно столько же. Он был кандидатом наук и вообще считался умным человеком. Но однажды он высказал примерно такую мысль:

– Глобальное потепление – это очень серьёзно. Если раньше я думал, что, в случае таяния льдов, будут затоплены большие участки суши только в Северном полушарии, то теперь мне совершенно очевидно, что пострадает и Южное полушарие тоже.

Разумеется, я промолчал и не стал напоминать ему про сообщающиеся сосуды и про то, что уровень воды в Мировом океане везде одинаков. Технарь и кандидат наук должен это и так знать… И даже в возрасте 99 лет сказать такое было бы стыдно. Мне тогда просто стало страшно: парень не курил и не пил, всегда отличался здравомыслием и вот – накрыло!

Маразм может прийти в любом возрасте. Во время своей педагогической деятельности я наблюдал проявления маразма у старшеклассников: юные старички или старушки из числа хороших и прилежных учеников иногда такое выдавали, что мне делалось грустно и я начинал сомневаться во всемогуществе педагогики и разумных убеждений.

И что делать?

Укреплять память, укреплять соображение. А что ещё? Кто-то усиленно играет в шахматы, кто-то усиленно учит стихи, а кто-то просто пребывает в умственном напряжении по поводу трудной работы – у каждого свои рецепты, но бояться наступления маразма должен каждый.

В молодые годы я очень любил читать словари разных языков. Просто ложился на диван и часами читал и читал словари, и мне это было интересно. Я читал словари всех славянских языков, всех германских, почти всех романских; читал словари литовского языка, латышского, эстонского, финского, албанского, карачаево-балкарского… Я не старался запоминать слова, но многие из них мне сами запоминались. И точно так же я читал грамматические справочники и учебники по этим языкам. И мне это было страшно интересно.

А ещё я любил листать атлас мира или атлас Советского Союза и буквально прочёсывать все континенты и отдельные области. Тренировалась зрительная память, запоминались названия городов и рек.

И мне всё это было очень интересно.

А сейчас я отошёл от этого. Иностранные языки наводят тоску (особенно западноевропейские), и география осталась в прошлом.

Но зато у меня есть два этимологических словаря, которыми я сейчас занимаюсь – русский и латинский. Я держу их в голове и постоянно прокручиваю какую-то информацию. Я редактирую статьи в своих словарях даже и тогда, когда не сижу перед компьютером. Просто вспоминаю какую-то информацию и в уме перебираю её…

Но иногда что-то вылетает из головы, и это – старческое. То, что я перестал любить иностранные языки и стал подзабывать их – это оно же самое. Старость не радость. И всё же я считаю, что я пока ещё на взлёте и не достиг пика своих умственных возможностей.

Отслеживаю некоторых своих знакомых, с которыми когда-то был дружен. Например, Разорившийся Меценат – это был когда-то человек, повергавший меня в изумление своими мыслительными способностями, у него были не просто колоссальные умственные способности, а свойства – человека не от мира сего! И я вспоминаю его суждения и наблюдения, и горжусь тем, что был рядом с таким необыкновенным человеком. Хотя и глупости всегда были при нём в избытке, но я их мысленно отметал. А сейчас это просто угасший гений и пустышка. Поглупевший, обозлённый…

Лже-Атаман. Я не сразу понял, что с ним происходит: моральное растление на почве стремительного обогащения. А ведь я поначалу восхищался им!

Гениальный Железнодорожник – потрясающая судьба. Почему в возрасте 40 с чем-то лет на него обрушился маразм – это для меня тайна. Но он просто угас у меня на глазах от непрерывной череды собственной глупости. И потом он внезапно умер.

Гениальный Лингвист. Я до сих пор горжусь тем, что был знаком с таким невероятным человеком. Но он впал в забытьё, стал вести замкнутый образ жизни и опять же – умер!

Маразм косит людей без всякой пощады. Он приходит к человеку и заявляет:

– Ну, здравствуй, я твой Маразм, и я пришёл за тобою!

И человек ничего не может поделать: примиряется, сдаётся, а потом или сразу умирает, или постепенно.

Недавний случай потряс меня до глубины души.

12-го марта сего 2019-го года я отметил свой день рождения. Мне стукнуло 69. Не праздновал, а просто мысленно отметил. Жена подарила мне новый телефон, а старый, которым я пользовался до этого 12 лет, я отложил в сторону. А я как раз в эти дни работал над воспоминаниями о своём командире роты – с ним эта самая неприятность и случилась когда-то: спился и умер. Совершенно изумительный был человек! Оставил след в моей жизни! И у меня на глаза наворачиваются слёзы, когда я представляю, что 26 лет тому назад он умер, хотя мог бы ещё жить и жить. Воспоминания называются «Беседы со старшим лейтенантом Тюменцевым».

И вот, стало быть, 14-го марта я решил позвонить по новому телефону своему армейскому другу, который так же поразил когда-то моё воображение своими умственными и моральными качествами. Я хотел уточнить у него кое-какие подробности из жизни нашего с ним командира роты. Но, перед тем, как рассказать о том, что случилось, я должен кое-что вспомнить, сделать отступление.

Два с половиною года назад я узнал номер телефона моего армейского друга и позвонил ему. Он тогда хорошо поговорил со мною, многое рассказал о себе, многое вспоминал о прошлом. Когда-то он был блистательным спортсменом, а я, по сравнению с ним, был слабаком, но сейчас всё поменялось до неузнаваемости: он стал инвалидом, и рядом с ним я бы сейчас как раз и показался блистательным спортсменом…

Я тогда был рад той беседе, хотя меня и очень огорчили беды, случившиеся с моим армейским другом. Немного удивило то, что он не порадовался моим жизненным успехам: я женился после смерти жены на женщине, которая намного моложе меня, и она родила мне сына, и я сейчас – молодой папаша!.. Мог бы и поздравить меня, но почему-то не догадался, хотя не забыл насмешливо проехаться и по моим некоторым моим невзгодам, касающимся некоторых моих родственников… Впрочем, я спокойно стерпел это.

Но под конец беседы друг молодости огорошил меня таким нравоучением:

Он, оказывается, на сегодняшний день стал необыкновенно богат. Очень и очень! И, по этому случаю, он теперь общается только с людьми своего круга, и не допускает в этот круг людей низших. Отпустив несколько подколок по поводу моей бедности, мой армейский друг открытым текстом дал мне понять, что я не должен больше претендовать на честь считаться его знакомым и звонить ему впредь по телефону.

Я был совершенно поражён…

Ну и вот, спустя два с половиною года, 14-го марта 2019-года, я снова позвонил своему бывшему армейскому другу. Я решил для себя так: спрошу быстренько о командире роты то, что мне хотелось бы уточнить и тут же попрощаюсь.

Но – не вышло!

Бывший армейский друг поставил меня на место – да так, что мне тошно стало. Ну, то есть: блевать захотелось от омерзения.

О командире роты он почти ничего не помнил, но зато я выяснил, что за истекшие два с половиною года, мой бывший армейский друг усиленно отслеживал меня в Интернете, вместо того, чтобы просто позвонить и спросить, как у меня дела.

И в этом самом Интернете он наткнулся на мой сайт «Работы по языкознанию и педагогике», а там нащупал мою книгу «Записки мятежного учителя». В этой книге я поднимаю множество вопросов о положении дел в современном российском образовании и вспоминаю, как учились мои родители, как учился мой дед, памяти которого я посвятил эту книгу. Много говорится и об устройстве семьи и о том, как должны складываться родственные отношения…

И мой армейский друг читал это всё, читал и в 12-й главе книги внезапно нашёл упоминания про себя самого. Собственно, только он один и мог догадаться о том, что это про него, потому что там упоминалось только его настоящее имя, а фамилия не была указана, адрес и всё остальное отсутствовало. И главное: там всё было сказано о нём только хорошее – о нём, о его семье, о его родственниках. Описывалась такая сцена: я, мой армейский друг и его двоюродный брат – мы ещё очень молоды, и мы сидим в доме где-то в горах Северного Кавказа, выпиваем и закусываем… Ну и там речь шла о тамошних семейных традициях и о прочем таком, что соответствовало замыслу моей книги «Записки мятежного учителя»…

И вот 14-го марта 2019-го мой бывший армейский друг кричит мне в трубку, что я изобразил его алкашом.

Я пытаюсь возразить: да нет же, там у меня про тебя всё только хорошее.

Но бывший армейский друг всё кричит и кричит и уже в ярости и с ненавистью:

– Ты из меня дурачка-то не делай! Исправь то, что ты там написал! Если бы я был алкашом, то разве бы я смог достичь того, что у меня сейчас есть?

То есть: я теперь такая огромная величина, а ты меня изобразил каким-то непутёвым!!!

Я пообещал всё исправить и положил трубку.

И подумал: «А ведь это был враг – завистливый, злобный, невежественный, самовлюблённый до истерики. Я в книге столько вопросов поднял, но он всё отмёл и заметил в ней только то, что я изобразил его без должной почтительности. Шутка ли – человек такого масштаба, а про него говорится, что он пил водку с каким-то голодранцем и ничтожеством!»

Я тут же вошёл в этот текст и изменил в нём настоящее имя на выдуманное. Немного подправил и текст, написав так: мы немного выпили и хорошо закусили. Ну и всё. Если и тогда невозможно было понять, что речь шла о каком-то конкретном человеке, то после этих исправлений всё стало и вовсе непонятно.

Но осадок остался. Во всей моей книге он увидел только себя самого и, видимо, решил, что книга писалась ради него одного.

Ведь это даже и не мания величия. Это и есть старческий маразм в чистом виде.

 

 

 

19 декабря 2018

Коля принёс нам из школы бумажку с таким текстом:
Уведомление родителей (законных представителей) об ответственности за жизнь и здоровье детей.
Далее пишется, что школа предупреждает об ответственности в период новогодних праздников и зимних каникул за… Права и обязанности родителей… Делается указание на семейный кодекс РФ (глава 12) и областной закон № 346-3С…
И мы должны расписаться в том, что ознакомлены с этим предупреждением.
Мы с Юлей не нашли ничего лучшего, как сослаться на статью 23 Конституции РФ, где гарантируется неприкосновенность семьи и частной жизни. Но меня вот что волнует: НАИПОДЛЕЙШАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.
Дело вывернуто таким образом, будто ребёнок не принадлежит нам — он всё время принадлежал школе, но на время каникул нам разрешили взять его к себе. Но, поскольку ребёнок не наш, а школьный, то нас предупреждают об ответственности за неправильное обращение с ним…

 

20 февраля 2019

СКАЗКИ ГОФМАНА И ВОСПИТАНИЕ СЫНА

Коля пристаёт ко мне, чтобы я почитал ему сказки Гофмана. Да я-то готов, но ведь это ответственность-то какая!
Решил так: на ближайшие выходные почитаю ему сказку Гофмана «Чужое дитя». Кстати, я её ещё ни разу в жизни не читал на русском языке. При советской власти она была запрещена, и я её читал только по-немецки, да так она у меня в голове и отпечаталась – на немецком языке. Ну а теперь, когда все тексты Гофмана есть на русском, почитаю на русском сам и сына просвещу.
Но вот какое трудное решение мне придётся принять, когда я прочту сыну эту сказку: после неё он уже не сможет читать сказку про Малыша и Карлсона. Он и мультика смотреть не сможет! Ибо мне придётся объяснить своему 9-летнему сыну, что мерзкий демонический персонаж в сказке «Чужое дитя» был переосмыслен шведскою писательницею Астрид Линдгрен в весёленького смешного человечка с пропеллером на спине.
Меня сын спросит: а зачем эта шведская тётя сделала это?
И что я ему должен буду ответить?
Мне придётся объяснить Коле, что Карлсон имеет демоническое происхождение, а детская писательница переделавшая злобного демона на забавного человечка, имела некий злобный умысел. А уж тогда придётся коснуться и других её сказок, а они все есть в Колином книжном шкафу, и сможет ли он читать их после этого?
Рано или поздно мне придётся объяснить Коле, что Пушкин взял сюжет своей повести «Капитанская дочка» из сказочной пьесы Гофмана «принцесса Бландина». Оба произведения получились совершенно разными и на разные темы, но всё же смешная и одновременно грустная сказка Гофмана – это нечто эпическое и планетарное по сравнению с повестью Пушкина.
Объясню ему потом, что «Преступление и наказание» – это вещь, написанная Достоевским под впечатлением от романа Гофмана «Эликсир дьявола. Оба произведения – шедевры, но Достоевский – ученик Гофмана, а Гофман – учитель Достоевского!
А князь Мышкин в романе того же Достоевского «Идиот» очень похож на студента Ансельма в сказке Гофмана «Золотой горшок». И тоже: шедевры оба произведения.
Коля очень любит сказки Бажова, но одна сцена в «Каменном цветке» очень уж сильно напоминает сцену из новеллы Гофмана «Фалунские рудники». Но эту новеллу Коле читать ещё очень рано – слишком уж тяжёлая.
Про Карла Маркса мой Коля ещё не слыхивал, и, если я начну ему объяснять, что великий Карл Маркс сочинивший в своё время сказочную пьесу для детей «Мастер Кээс», сделал это в подражание Гофману (чего и не думал скрывать), а советская власть не включила эту сказку в собрание сочинений Кара Маркса по причине ненависти к Гофману, то это будет для ребёнка слишком уж трудно понять. Попозже.
Про «Мастера и Маргариту» я уже просто-напросто написал отдельную главу в своей книге «Женщины, которых мы выбираем». Книга эта адресуется Коле – когда повзрослеет, пусть прочтёт. Так вот там я рассказываю, почему я перестал уважать Булгакова: я совершенно спокойно отношусь ко всем его гофмановским мотивам в его романе, но одного момента ему простить никак нельзя. Не имел права русский писатель делать таких вещей!
Повесть «Отец Сергий», к сожалению, показывает убожество Льва Толстого, который попытался перенести на русскую почву «Эликсир дьявола» Гофмана, и создал, на самом деле, какую-то жалкую и вымученную карикатуру на литературное произведение.
Конечно, было бы проще не рассказывать Коле про Гофмана вообще никогда. Но вот в Германии Гофман забыт, и что хорошего из этого получается? Я думаю, что Немецкая нация просто бы проснулась к новой жизни, если бы была экранизирована и показана без искажений сказка Гофмана «Принцесса Бландина» о том, как хорошо организованные негры попытались захватить государство, населённое глупенькими белыми людьми, у которых в головах – чёрт знает что, но только не серьёзные мысли.
Разумеется, Коля уже никогда не сможет читать сказку Юрия Олеши «Три толстяка» после того, как прочтёт «Песочного человека» Гофмана. У Гофмана – глубокий смысл, а у Юрия Олеши – какая-то каша из каких-то фантазий.
После сказки «Чужое дитя» я прочту Коле сказку Гофмана «Королевская невеста» – через неделю после «Чужого дитяти». И тоже: сказка Гофмана перечеркнёт для Коли возможность прочесть сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино». Но, может, это и к лучшему?

 

17 марта 2017

Вчера писал со своим сыном трудные слова. Со словом ВОЗЬМЁШЬ у него возникло недоумение: он понял, зачем пишется первый мягкий знак, но не понял, зачем второй. Коля мне и говорит:
— А можно я не буду писать второй мягкий знак?
Я ему отвечаю:
— Нельзя. Надо писать оба мягких знака — нужный и ненужный.
— А зачем писать ненужный?
Я объясняю:
— Для красоты.
Коля спрашивает:
— Да что тут красивого?
Я опять объясняю:
— Наше правописание — это святыня. Вот как ты на икону смотришь и не спрашиваешь, почему здесь этот бог, а не другой, вот так и здесь…
Позже я ему объясню одно хитрое правило, которого нет ни в одном учебнике: в глаголах всегда пишется мягкий знак после шипящих в конце слова. Таких случаев всего три, и мы их ещё выучим, но не сейчас.
Я представил, что бы я делал, если бы мы с ним оказались французами (ужасная участь!). Мы бы писали с ним имя JACQUES, и сын бы спросил меня: папа, а можно я напишу только первые три буквы, а следующие четыре буквы писать не буду — они же всё равно не читаются? Я бы ему ответил: нельзя, потому что французское правописание — это святыня! Даже, если из семи букв четыре лишние, то и тогда писать нужно все. А как бы я ему объяснял, почему слово WAZO нужно писать как OISEAU? Вот где настоящее безумие! Наши трудности орфографии — пустяк по сравнению с тем, что у англичан или французов. Какое счастье, что мы не они!