Уроки мореплавания. Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ  К  «УРОКАМ МОРЕПЛАВАНИЯ»

Я до сих пор продолжаю выплачивать кредит, взятый когда-то на создание вот этого самого сайта! А называется он так: «РАБОТЫ ПО ЯЗЫКОЗНАНИЮ И ПЕДАГОГИКЕ», и я, стало быть, должен следовать этому своему заявлению и придерживаться именно этих двух направлений – языкознания и педагогики. А для других направлений мне нужно было бы заиметь какой-то другой сайт, и это было бы разумно!.. Но – это требует денег, а у меня их нет, а влезать в новый кредит я не могу.

Меня долго терзали сомнения по поводу тех ограничений, которые я добровольно наложил сам на себя и, наконец, я додумался вот до чего:

Что такое педагогика? Разве это не то же самое, что искусство делать правильные наставления, которые бы имели положительное воспитательное воздействие? По-моему, это оно и есть. Разве не так?

И исходя из этого принципа, я уже разместил на сайте свой роман-репортаж «Гауптвахта». Это художественный, но весьма близкий к истинным событиям рассказ о том, как весною 1972-го года я, состоя на военной службе, получил десять суток ареста от командира полка и попал затем на гарнизонную гауптвахту города Уфы. Назидание и педагогика в этом явно присутствуют: командир полка преподал мне урок, и это ли не педагогика, это ли не воспитание? На сайте эта история размещена под названием «Уроки полковника Орлика».

Вот уже год, как я пишу-пишу и всё никак не могу написать новую повесть: «Беседы со старшим лейтенантом Тюменцевым». Это будут мои воспоминания – совершенно документальные, без всяких художественных отклонений! – о моём командире роты – Владимире Григорьевиче Тюменцеве. И вот уж это будет педагогика в чистейшем виде и безо всяких оговорок, ибо Тюменцев был для меня учителем, которого я не забуду никогда. И этот мой учитель был лучше любых школьных. А я, между тем, в школьные годы всегда был в плохих отношениях с учителями (а точнее – с учительницами), которые постоянно унижали меня и внушали мне, что я тупица. Просто страшно вспомнить! Они советовали мне идти в ремесленное училище и получать там профессию портного, чтобы из меня, безмозглого, вышел хоть какой-то толк. О советской школе у меня остались мрачные воспоминания: начиная от самой первой учительницы в начальных классах, я сталкивался с ужасающими безобразиями и непрофессионализмом. Если я задамся целью и начну перечислять все эти безобразия, то будет страшно. В своей книге «Записки мятежного учителя» я, однако, не стал расписывать эти ужасы, чтобы не получилось, что я свожу с кем-то счёты, и у меня как-то уже нет желания рассказывать об этом в будущем. Да, я встречался с бессовестными и неумными учителями женского пола, которые были уродливым продуктом советской эпохи, ну и пусть всё это останется в прошлом. Зато, когда я попал в армию, я с изумлением выяснил следующее: почти все офицеры относились ко мне очень хорошо и резко выделяли меня из всех солдат. Одним из таких офицеров и был старший лейтенант Тюменцев. Он говорил мне, что не сомневается в том, что из меня выйдет толк (почему-то он считал, что я стану прекрасным журналистом) и за всё время моей службы не сказал мне ни единого плохого или грубого слова – говорил всё только хорошее, а все мои прегрешения и даже глупости прощал! Миновали годы и десятилетия, а я до сих пор прекрасно помню все его назидания и рассуждения. Он ли не учитель? И это тоже ведь – советская эпоха! Резкую разницу между советскими учительницами и советскими офицерами я объясняю тем, что вторые в большей степени сохранили русский дух, а первые его во многом утратили.

По всему получается, что мне нужно было идти в офицеры, а не в учителя. Но я, сын офицера-фронтовика и внук офицера-белогвардейца, всё-таки пошёл в учителя, преподавал русский язык и литературу, о чём и не жалею. Немного, впрочем, и журналистом поработал, но это не считается. Я люблю литературоведение, но своим истинным предназначением считаю, конечно же, лингвистику. Русский язык, славяне и индоевропейцы – вот то самое, чему я посвятил себя всего и что мне наиболее близко.

И вот, исходя из всего этого, я и выкладываю сейчас у себя на сайте свой военно-морской роман «Железные люди». Он как раз о Русском народе и о Русском мире. Я публиковал этот роман когда-то в питерском журнале «Звезда» и в ростовском журнале «Ковчег». Выпустить его в виде книги у меня долго не получалось, а потом вдруг грянули страшные события, связанные с «Курском». И эта новая катастрофа атомной подводной лодки заслонила собою ту катастрофу, которую я описываю в своём романе. И «Железные люди» на какое-то время стали совершенно не нужны обществу… И всё же мой сюжет имеет одно преимущество перед любыми пересказами того, что случилось с несчастным «Курском»: у меня сюжет – оптимистический, и он настраивает на веру в свои силы и на победу, а все истории про «Курск» пишутся всегда так, что после них опускаются руки и гаснет вера в победу России над силами зла.

Сейчас народным образованием в России командует Высшая Школа Экономики, а не Министерство Образования. Совершенно очевидно, что ВШЭ действует в интересах США и сознательно разрушает Россию, но я не сомневаюсь, что когда-нибудь эта организация будет привлечена к ответу, и у нас начнётся строительство новой системы образования – по тем образцам, которые когда-то создала Российская Империя.

Так вот, когда это, наконец, произойдёт, то и о мои «Железные люди» будут включены в школьную программу, и старшеклассники России будут проходить этот роман на уроках литературы. Надеюсь, что и художественный фильм когда-нибудь отснимут по этому роману. Насчёт «Гаутвахты» – особых надежд не питаю, хотя кто знает: быть может, и история армейских хулиганов советской эпохи тоже окажется поучительна для будущих старшеклассников.

Моя установка такова: высшая нравственная ценность на Земле – это Россия и Русский народ, а также, разумеется, и те народы, которые вписались в Россию и породнились с Русским Миром. Всё остальное для меня безоговорочно ниже или даже вообще не имеет значения. И этот мой сайт со всеми его лингвистическими и педагогическими текстами выдержан как раз в этой самой тональности.

Название «Уроки мореплавания» я даю своему морскому роману только в рамках этого сайта. Прежнее название «Железные люди» остаётся в силе, но пусть оно на этом сайте будет считаться подзаголовком или вторым названием.

И ещё: в Интернете есть ложные тексты моего романа, где некие мерзавцы-русофобы глумятся над погибшими моряками и выставляют на посмешище мою историю. Я не несу ответственности за эти тексты, хотя там и указывается моё имя и название даётся именно моё: «Железные люди».

Получал я и письма примерно такого рода: Россия – это, мол, очень плохо, а ты пишешь о ней так, как будто это и в самом деле хорошо, да как же ты посмел?! Есть народы более важные, чем русские, и ты должен убеждать своих, чтобы они почтительно и с поклоном отходили в сторону перед величием этих лучших по качеству народов!.. Как бы не так! Не буду я делать это.

Самый правильный текст «Железных людей» отныне размещается именно здесь, на этом моём сайте. Прошу все остальные тексты (в том числе и мои собственные, а не только вражеские) не принимать во внимание.

Надеюсь, мои «УРОКИ МОРЕПЛАВАНИЯ» пойдут впрок и чему-то научат тех, кто ещё не утратил способности к обучению.

urokplav

На снимке: я в своём родном городе Новочеркасске 7-го апреля 2019-го года. Сижу в каком-то кафе и, ожидая заказа, думаю об уроках мореплавания. Моя жена Юлия и сын Николай сидят напротив меня, и они-то меня и сфотографировали.